Спектакль Дон Паскуале в Большом театре
К спикскуКупить билеты / Афиша |
Опера-буффа «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти — одно из самых выдающихся произведений композитора, которое уже полтора столетия не сходит с лучших сцен мира. Совсем недавно постановка появилась и в репертуаре Большого театра.
Итальянские страсти в наши дни
Сюжет её вроде бы остался прежним. Есть солидный джентльмен, который решил жениться, есть его племянник Эрнесто, мечтающий, чтобы дядюшкины деньги достались ему, а не новоявленной супруге, и есть розыгрыш, придуманный врачом старика. Джентльмену обещана невеста-скромница, воспитывающаяся в монастыре, которая после подписания брачного контракта (фиктивного, разумеется, но главный герой об этом не знает) становится настоящей мегерой. Суть розыгрыша заключается в том, чтобы показать дону Паскуале все «прелести» жизни с молодой женой. Он должен отказаться от своих матримониальных планов и дать разрешение на брак Эрнесто, перестав противиться его выбору.
Сюжет постановки остался прежним, но действие оперы «Дон Паскуале» переместилось в наши дни, а главный герой стал профессором археологии, президентом вымышленного университета в Риме.
В начале постановки коллеги готовятся к юбилею дона Паскуале, на экране демонстрируется биографический фильм, специально снятый по такому случаю, в котором путь главного героя прослеживается со школьной скамьи и до нынешнего времени. Он предстаёт перед присутствующими в разных образах, но непременно — с книгой, за кафедрой, во время раскопок. Зрителям достаточно нескольких минут, чтобы понять, что дон Паскуале — уважаемый учёный, а этот университет и есть его главный дом.
Всё резко меняется после того, как профессор заключает брачный контракт с вдовой. Став женой дона Паскуале, девушка рьяно берётся за дело и наводит в университете красоту:
- меняет мебель;
- приглашает на праздник молодых людей, призванных изображать «Всадников Апокалипсиса»;
- раздаёт преподавательскому составу помпоны на ободках, подобные тем, что носят чирлидеры, и велит их надеть.
Разрушительные изменения настигают всё, к чему прикасается рука Норины. Окончательно разбушевавшись, мадам отвесила старику оплеуху, не выявив при этом ни тени сомнения или раскаяния.
Смешно и немного грустно
В финале оперы «Дон Паскуале» — всё как задумывалось: старик счастлив избавиться от красотки, племянник рад, потому что может на ней жениться, а Норина рада, что Эрнесто перепадёт немалая сумма от дядюшки. Но в последнем акте главный герой вдруг обнаруживает, что его сотрудники, не выдержав перемен, взбунтовались и, побросав портфели, попросту ушли из университета.
В опере довольно много смешных моментов, и зал их с удовольствием ловит, с удовольствием смеясь и потешаясь над стариком. И лишь в конце тонкая нотка грусти слышится все отчетливее, не переставая звучать, она сменяет искренние улыбки на печальные.